ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Общие сведения о воспитательной работе

Главной целью воспитательной работы школы-интерната  является создание коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социокультурных ценностей общества  и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.  Миссия школы-интерната: ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для общества, а должен стать  оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. Школа-интернат,  как социальный институт, несет на себе сам полную  ответственность  за воспитание социально ориентированной личности. Поэтому наша задача, используя инновационные пути в своей работе, гарантировать развитие и  социальное воспитание личности, способной самореализовать себя в обществе.

       Реабилитация воспитанников  возможна только при создании  специального реабилитационного пространства (коррекционно-воспитывающей среды).

       Воспитательная система коррекционной школы-интерната – особая система, которая отличается от воспитательной системы обычных  школ. Это объясняется круглосуточным пребыванием воспитанников в ее стенах, поэтому воспитательный процесс занимает большую часть их  времени. В интернате создано реабилитационное пространство, включающее в себя комплексную инфраструктуру учреждения, квалифицированные кадры, владеющие специальными методиками и технологиями коррекционного воспитания.

        Для наших воспитанников школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей.

     Прогнозируемый результат нашей деятельности – это выпускник, который

— умеет применять знания, умения и навыки, полученные в школе, в самостоятельной жизни;

-знает и соблюдает правовые и нравственные нормы общества;

— стремится к дальнейшему повышению образования и трудоустройству;

— добросовестно относится ктруду и общественно-полезной деятельности, уважает труд других, умеет жить среди людей, развиваться в меняющемся мире. Наш выпускник – это человек  ответственный за создание и содержание своей будущей семьи, ведущий здоровый образ жизни, уважающий традиции, обычаи и культуру своей страны.

Задачи:

— различными средствами воспитания создавать условия для развития и коррекции воспитанника независимо от его стартовых возможностей;

— создавать условия ребенку с ограниченными возможностями  здоровья, которые будут обеспечивать формирование успешного жизненного пути;

содействовать формированию сознательного отношения ребёнка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развитии.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
  • программа ориентирована на воспитание социализированной личности, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
  • содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
  • воспитание ребенка в социуме, взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
  • программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
  • программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
  • Принцип построения программы — поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном уровне:
  • Раскрытие личности (1-4 классы).
  • Развитие личности (5-9 классы).
  • Самореализация (10-12 классы).

Направления воспитательной работы с учетом возрастных особенностей детей:

Начальная школа(1-4 класс)

  1. Основы личностного развития и формирование коммуникационных моделей поведения:
  • диагностический аспект;
  • становление ребенка как личности в группе, развитие чувства умелости как основа для профилактики чувства неполноценности;
  • партнерские отношения в школе-интернате.
  1. Охрана здоровья, физическое воспитание:
  • я отвечаю за свое здоровье;
  • физическое совершенство моего организма.
  1. Развитие основ творческого восприятия и воображения:
  •  развитие механизмов творческого восприятия, мышления в процессе

изобразительной деятельности;

  • формирование основ музыкального восприятия и адекватного реагирования;
  • психодрама, сюжетно-ролевые игры, театр.
  1. Трудовое воспитание:
  • личная гигиена;
  • самообслуживающий труд;
  • общеполезная деятельность.
  1. Основы социализации и общения

Средняя школа   (5-9 классы)

  1. Становление личностной позиции, основ социального поведения:
  • «Я – сам»
  • «Какой я»
  • «Я и мир»
  1. Охрана здоровья, физическое воспитание:
  • Привычка к здоровому образу жизни
  • Тренировка силы воли и физического совершенства
  1. Формирование основ гражданского самосознания:
  • Основы жизнеобеспечения
  • Основы социализации и общения в контексте поведения в обществе
  • Становление основ национального самосознания
  1. Развитие творческого восприятия, мышления, воображения:
  • Созидательный аспект – «Я – творец»
  • Эстетика и настроение
  • Умение управлять красотой во благо себя и других
  1. Трудовое воспитание:
  • Отработка навыков самообслуживающего труда
  • Профориентационная работа
  • Дежурство по столовой
  • Уход за жилищем

Старшая школа   (10,11,12 классы)

  1. Личностное развитие:
  • определение ценностных ориентиров
  • формирование адекватного отношения к своему возрасту, взрослости, самостоятельности
  • развитие механизмов самообладания, управления своим поведением
  1. Охрана здоровья:
  • физическое развитие;
  • «Я и окружающий мир»;
  • «Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании»;
  • «Эмоции и настроение».
  1. Основы профессионального самоопределения и экономического воспитания:
  • жизненные перспективы;
  • общение с окружающими людьми: «Я как друг», «Я и другие», «Умение понимать других»;
  • формирование основ деловитости профессиональной деятельности;
  • содействие в профессиональном ориентировании воспитанника.
  1. Трудовое воспитание, жизнеобеспечение:
  • ремонт одежды;
  • благоустройство территории;
  • подготовка помещений к зиме;
  • трудовой десант.
  1. Основы правового воспитания:
  • изучение трудового и уголовного кодекса;
  • декларация прав человека

Знакомство с основами народных традиций и обрядов:

  • истоки национальной культуры

Формы воспитательной работы в школе-интернате:

  1. Воспитательная работа по патриотическому, духовно-нравственному, правовому, трудовому воспитанию (внеклассные воспитательные мероприятия, школьные праздники, экскурсии, посещение театров, музеев и т.д.);
  2. Работа объединений дополнительного образования по художественно-эстетическому (ИЗО, декоративно-прикладное искусство, шумовой оркестр);
  3. Работа спортивных секций (спортивные секции, туристические походы, соревнования, спортивные праздники);
  4. Работа школьного ученического соуправления «Бриз»;
  5. Создание добрых школьных традиций (День самоуправления, День здоровья, День Именинника и т.д.);
  6. Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;

Принципы воспитания:

  1. Принцип гуманистической ориентации воспитания. Этот принцип требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, мировоззрения;

Условиями реализации данного принципа являются:

— добровольность включения воспитанника в ту или иную деятельность;

— предупреждение негативных последствий в процессе воспитательного воздействия на воспитанников;

— учет интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;

— формирование у воспитанников готовности к социальной самозащите своих интересов.

В практической педагогической деятельности нашей школы-интерната этот принцип отражается в следующих правилах:

— в общении с воспитанником доминирует уважительное отношение к нему;

-воспитатель должен не только призывать ребенка к добру, но и сам должен быть добрым;

— воспитатель должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;

— в школе, классе и других объединениях воспитанников, воспитатели должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.

  1. Принцип природосообразности предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой, в заботе о природной среде, признание воспитанника таким, каков он есть и создание ему доступной зоны развития.
  2. Принцип личностного подхода означает признание ребенка субъектом воспитательного процесса, выстраивания взаимоотношений педагога и ребенка на основе взаимодействия и взаимосотрудничества.
  3. Принцип деятельностного подхода предполагает осознанную включенность воспитанника в практическую деятельность, направленную на преобразование окружающего пространства в социально-значимом направлении, обеспечивающую его личностное развитие.

Ожидаемые результаты:

сформированное чувство сострадания и милосердия;

-учащиеся знают свои права и обязанности, проявляют интерес к событиям общественной жизни;

-выпускник – патриот своей Родины;

-повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы;

— повышение культурного уровня учащихся;

-призовые места в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, спортивных состязаниях;

— профессиональное самоопределение учащихся.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

Направления

коррекционно-воспитательной работы

Содержание
Личностное

(Духовно-нравственное и этическое воспитание)

— коррекция эмоционально-волевой сферы;

— коррекция поведения;

— коррекция познавательной  сферы.

 

Физическое воспитание

 

— привитие навыков личной гигиены:

— гигиенические нормы и правила;

— создание положительного микроклимата и комфортной среды в группах;

— проведение коррекционно-оздоравливающих мероприятий:

 -занятия в зале ЛФК и тренажерном зале;

— коррекционные игры на воздухе;

— спортивные соревнования;

— спортивные праздники;

— дни здоровья;

— спортивные секции.

Основы жизнеобеспечения профориентация: — знакомство с профессиями;

— привитие навыков самообслуживания;

 -этикет.

 

Трудовое воспитание

— воспитание трудолюбия;

 -работа  органа ученического соуправления;

 -благоустройство территории;

 — благоустройство школы-интерната;

 -работа в мастерских.

 

Основы социализации и общения

 -формирование навыков общения;

 -моделирование нестандартных ситуаций;

 -культура поведения в общественных местах;

— семейное воспитание.

 

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное .воспитание

 -изучение истории родного города;

 -изучение истории Родины;

 -беседы о подвигах русских воинов;

— народные обычаи;

— народное творчество.

 

Эстетическое развитие

— работа в секциях дополнительного образования;

— участие в городских, региональных, международных выставках и конкурсах детского творчества;

— участие в традиционных школьных мероприятиях.

 

Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков

— внутренний учет детей

« потенциальной группы риска»

— работа с потенциальной  группой риска Детского Совета;

-работа Совета по профилактике с группой риска.

 

Правовое воспитание

Работа по программе правового всеобуча в начальной, средней и старшей школе.
 

Толерантное воспитание

 Работа по программе воспитания толерантного отношения к окружающим.

 

Условия реализации программы воспитания:

За организацию воспитательной работы  отвечают:

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители,

воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Управление воспитательным процессом в школе-интернате осуществляется через аналитическую, планово – организационную, контролирующую функцию по следующим направлениям:

  1. Работа с педагогическими кадрами:

— методическое объединение воспитателей;

— открытые  воспитательные мероприятия;

— наставничество над  неопытными воспитателями;

—  самообразование.

  1. Работа с воспитанниками:

— психолого-педагогическое сопровождение каждого воспитанника;

— создание портфолио воспитанника;

—  работа по направлениям воспитательной работы;

— работа ученического соуправления;

— коллективная, групповая и  индивидуальная работа;

— кружковая работа.

В рамках программы по реализации творческих способностей детей в школе работают студии и секции дополнительного образования:

-Музыкальная студия  Руководители: Ершова О.Я., Нестерова М.Ф., Чичкан А.С., Чмыхалова Л.П.

— «Волшебная лоза» Руководитель Становова Т.Н.,

— «Мастерская креативного дизайна» Руководитель Кувалкина Л.И.

— Хореографический ансамбль «Топотушки» Руководитель Герасименко Н.Л.

—  Секция «Дзюдо»  Руководитель Попов И.И.

— Секция  «Фитнес» руководитель Науменко О.Н.

— Секция «Гимнастика» руководитель Карагозова И.П.

— Секция «Аэробика» руководитель Карагозова И.П.

— Секция «Шахматы-шишки» Руководитель  Чуповский А.В.

В школе  в рамках здоровьесбережения  работают спортивные секции, осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс (зарядка, физминутки, динамическая пауза и т.д) .

Функционирование воспитательной системы обеспечивает кадровое, методическое, информационное и материально-техническое оснащение. Школа-интернат обладает необходимыми ресурсами в этом направлении.

В школе работает методическое объединение воспитателей, что способствует профессиональному росту воспитателей, перениманию опыта между  воспитателями  и формированию творческого подхода к воспитанникам.

Материально-техническая база школы-интерната для реализации воспитательной работы:

-актовый зал с музыкальным оснащением;

-мультимедиа проектор для подготовки тематических презентаций;

-оснащение классных комнат аудио, видео, компьютерной техникой, а также всем необходимым для воспитательного процесса;

-имеется и оборудованный спортивный зал со спортивным  инвентарем и спортивная площадка, кабинет ликвидации гиподинамии.

Приоритетные направления деятельности:

Личностное развитие  (через  систему воспитательной работы в классе), становление личностной позиции, формирование основ социализации и общения, формирующей отношение воспитанников к среде.

Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное и правовое воспитание (через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, тематических воспитательных занятий и мероприятий, способствующее осознанию школьниками принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя, за свои поступки, за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную Человека);

Художественно-эстетическое развитие, творческое (через работу кружков, систему конкурсов, фестивалей, школьных традиционных праздников и  воспитательных мероприятий, способствующих развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти своё место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге);

Трудовое воспитание отработка навыков и умений учебного поведения, формирование навыков коллективной трудовой деятельности, потребности трудиться.

Физкультурно-оздоровительное направление (через спортивные секции, соревнования, туристические походы, Дни здоровья, профилактические мероприятия формирование здорового образа жизни);

— Развитие системы самоуправления и ученического соуправления;

Сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию у школьников чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

Психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребёнка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся в самореализации, развитии и проявлении индивидуальных особенностей;

Кадровое обеспечение воспитательного процесса – создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания (через работу методической группы классных руководителей, воспитателей, педагогические советы и т.д.)

Воспитание в процессе обучения

Коррекционная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду и сформировать мотивацию учебного поведения, скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

Внеурочная деятельность

Во второй половине дня с обучающимися воспитанниками работают воспитатели. Воспитательная работа в группах ведётся систематично, согласно утверждённому годовому плану  воспитательной работы и режиму дня. Работая по этой системе, воспитатели проводят интересные и полезные мероприятия и воспитательские занятия, на самоподготовке помогают воспитанникам выполнять домашние задания, в свободное время воспитанники посещают студии и секции дополнительного образования и спортивные секции. Для работы по профилактики безнадзорности и правонарушений в учреждении работает совет по профилактики безнадзорности и правонарушений и ученическое соуправление «Бриз», которые работают с воспитанниками, нарушающими устав образовательного учреждения.  В ходе  воспитательной работы  педагоги вырабатывают у воспитанников механизм контроля над своим поведением, работают над формированием здорового образа жизни, знакомят с законами РФ и правами человека, правилами безопасного поведения в обществе, ПДД, пожарной безопасности, развивают такие черты как трудолюбие, честность, справедливость, патриотизм, ответственность, силу, ловкость, выносливость, творчески развивают детей и т.д.

В школе-интернате 120 воспитанников.

В школе-интернате созданы все условия для комфортного проживания, развития, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ночное время организовано ночное дежурство  воспитателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *