ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Воспитательная программа

Программа воспитания и социализации

                                                                      Пояснительная записка

 

Актуальность данного образовательного продукта обусловлена внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения.  Новые стандарты подразумевают предъявление особых требований к организации внеурочной деятельности. Так, стандарты выделяют 10 обязательных часов внеурочной  деятельности для каждого учащегося, предлагая ему правильно организованный досуг вместо «уличного социально опасного времяпрепровождения». 

Для образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем более организаций с возможностью круглосуточного пребывания детей, такой проблемы, как «уличное социально опасное времяпрепровождение», в 90% случаев не существует. Это объясняется высокой занятостью учащихся во второй половине дня: интенсивностью коррекционных занятий и наличием групп интерната или продленного дня, пребыванием детей в которых руководят опытные воспитатели, но и для них ФГОС предполагает проведение внеурочной деятельности[1]

Переход на ФГОС вызвал острую необходимость адаптации  существовавшей в школе-интернате системы организации второй половины учебного дня к новым организационно-педагогическим условиям. Для этого был разработан и начал реализовываться локальный нормативный акт «Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников», в рамках которого описана система мероприятий воспитательной службы по реализации внеурочного компонента ФГОС.

Инновационность педагогической разработки состоит в  вовлечении в процесс реализации ФГОС всех звеньев педагогической системы, в том числе воспитателей. Единая комплексная программа объединила в себе все пять направлений внеурочной деятельности и позволила сформулировать единые цели и задачи, а также значительно упростила процесс анализа результативности работы по данным направлениям. Еще одной значимой инновацией  данной разработки является то, что реализация программы органично вписалась в существующий режим дня воспитанников и функционал воспитателей. При разработке программы использовался многолетний успешный опыт работы педагогического коллектива школы-интерната, позволивший создать по-настоящему реально работающий механизм. Важным новшеством при реализации программы стало введение новой для воспитателей документации включающей в себя план воспитательной работы и дневник работы воспитателя, которые позволяют быстро диагностировать состояние коллектива воспитанников, качество работы воспитателя и решать проблемы воспитательной группы, а также осуществлять мониторинг достижения целей в ходе реализации программы.

Программа построена так, чтобы соблюсти режимные требования к жизнедеятельности воспитанников. Она носит комплексный характер и состоит из 5 подпрограмм. Для реализации каждой подпрограммы предлагается на выбор 5 модулей, которые, по решению воспитателя, принятому на основании результатов наблюдения и диагностики,  помогут достичь необходимых результатов в конкретной воспитательной группе. Таким образом, благодаря внедрению в практику работы школы инновационного продукта будут достигнуты высокая степень индивидуализации воспитательного процесса  и нацеленность на решение задач, актуальных для конкретных детей.

Программа позволит пересмотреть отношение к воспитательному процессу, воспринимать его как комплексный для достижения результатов во всех пяти направлениях, предусмотренных ФГОС. Документы: план воспитательной работы и дневник воспитательной работы — прекрасные механизмы для мониторинга эффективности реализации программы и для оценки качества работы воспитателей. 

 

Введение

У ГКОУ РО Новочеркасской специальной школы-интерната № 33, как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения и развития. Школа-интернат дает возможность своим обучающимся и воспитанникам учиться в условиях безопасности и успеха. В образовательном учреждении создана благоприятная атмосфера для реализации целей и задач, поставленных как перед коллективом, так и обучающимися. Основным направлением деятельности коллектива является формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, готовой выстраивать гармоничную систему отношений с другими людьми.

Большое внимание уделяется воспитательной работе, задачей которой является сформировать у каждого воспитанника навыки социализации и социально одобряемого поведения и на их основе создать условия для его развития в субъективно и общественно значимых направлениях с учетом возможностей школы-интерната, социума, муниципальной государственной власти. Воспитательная система – это целостная взаимосвязанная система, базирующаяся на четырех основных компонентах воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающая интегративными характеристиками: «образ жизни», социально-психологический климат. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную общественно значимую деятельность, общение с целью социализации, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Основным направлением педагогического воздействия является формирование у воспитанников системы самосознания, которая определит социальное поведение учащихся. Для реализации данных задач разработана «Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников», отвечающая требованиям, предъявляемым к данному типу школ. Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления организации воспитательной работы в школе-интернате.

При составлении программы учтены:

  • потребности общества в развитой духовно — нравственной личности;
  • особенности школы-интерната и условия режима ее жизнедеятельности;
  • закономерности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • имеющийся опыт воспитательной работы;
  • наличие кадровых и материально-технических ресурсов.

Программа ориентирована на:

  • коррекцию недостатков личностного развития, на снятие вторичных дефектов и наслоений, осложняющих процесс социальной адаптации;
  • адаптацию в социуме, посредством культурной деятельности;
  • формирование потребности к здоровому образу жизни;
  • приобретение жизненного опыта, через занятия разнообразными видами деятельности;
  • выработку у воспитанников достаточного уровня самостоятельного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • развитие навыков и умений коммуникативного поведения.

Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни.

Достижение цели осуществляется по разным направлениям воспитательной работы в каждом звене школы. Особенности организации воспитательного процесса обусловлены возрастом воспитанников, на который необходимо ориентироваться, так как меняются интересы и лидирующие виды деятельности, которые и формируют личность. Поэтому любую общешкольную задачу необходимо адаптировать к уровню развития и воспитанности детей. Воспитатель четко должен ориентироваться в потребностях, возможностях своих воспитанников.

Направления, в которых реализуется Программа, содержат в себе пять подпрограмм, состоящих из модулей. За один учебный год воспитатель должен реализовать не менее 5 модулей в каждой подпрограмме путем проведения разовых или систематических мероприятий. Каждый воспитатель сам определяет модули, которые он планирует реализовать в учебном году, исходя из психолого-социального портрета своей группы, ее потребностей и проблемных точек в развитии воспитанников. Модульность дает возможность сделать воспитательный процесс максимально личностно ориентированным и учесть профессиональный уровень каждого конкретного воспитателя. Работа по данным направлениям логично вписывается как в распорядок группы, так и в должностной функционал воспитателя. Такой подход к организации воспитательной системы позволяет достигать положительного результата в воспитании. В ней просматриваются все компоненты: цели, субъекты, содержание и способы деятельности, отношения, условия для самореализации детей, удовлетворение их интересов и потребностей, подготовка к самостоятельной жизни. Весь воспитательный процесс учитывает знание особенностей структуры дефекта, индивидуально-личностных особенностей каждого воспитанника. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, где каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении. Наряду с традиционными мероприятиями (день Знаний, день Учителя и т.д.) проводятся нетрадиционные формы внеклассной работы: праздник русской зимы, Рождество, Масленица, фольклорные праздники и т.д. Все используемые формы и методы работы дают определенный положительный результат в вопросах воспитания и развития детей. В школе-интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу.

Для осуществления контроля за выполнением Программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников в школе-интернате разработаны отчетные документы:

— план воспитательной работы;

— дневник воспитательной работы.

В основу разработанной Программы положены: систематизация предшествующего опыта формирования личности; разработка и своевременная корректировка программ модулей; создание благоприятного психологического климата для самовыражения и саморазвития воспитанников; формирование единого пространства, включающего все сферы жизнедеятельности. Система воспитательной работы школы-интерната позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, подчеркнуть только ему присущий имидж, развивает оригинальность мышления воспитанника, помогает развить уверенность в себе, научить его самоконтролю и саморегуляции, поддерживать постоянный интерес к учению, развивает способность к рефлексии.

 

Локальный нормативный акт

«ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ»

 

  1. Общие положения.

          1.1.    ГКОУ РО Новочеркасская специальная школа-нтернат №33 (далее – школа-интернат) считает своей миссией создание возможностей для получения полноценного образования слепыми и слабовидящими детьми и успешной социализации их на основе интеграции возможностей учебной и воспитательной деятельности в образовательном процессе с учетом уникальных воспитательных возможностей педагогического коллектива школы.

Программа воспитания и социализации (далее – Программа)  школы-интерната определяет ценностные ориентиры воспитания, цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности коллектива школы и оценки результативности воспитательной системы, которые соответствуют современным стандартам образования и учитывают специфику учебного заведения.

Программа является ориентиром для каждого педагога, поскольку в ней школа-интернат рассматривается как единая, целостная воспитательная система.

 

1.2.    Настоящая Программа разработана в соответствии с:

  • законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 Г. N 273-ФЗ;
  • законом РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ»;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года; Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.);
  • Национальной доктриной образования в РФ (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751);
  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
  • Постановление от 02 марта 2015 № 134
  • «Об утверждении Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года»
  • Уставом Школы-интерната.

 

  1. Ценностные ориентиры воспитания.

             2.1.   Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все её основные признаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социальную — культурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для её самореализации.

 2.2.   Школа-интернат призвана стать для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности, где учащимся будет оказана помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

 2.3.   Воспитание — целенаправленный процесс развития личности. Воспитательная система школы-интерната имеет целенаправленный характер, сложную, многогранную структуру взаимодействия внутри себя и с внешней социокультурной средой, адаптирующуюся к условиям этой внешней среды, сохраняя при этом свои характерные особенности и направления.

Главными факторами эффективности воспитательного процесса являются его системность и целенаправленность.

 

2.4.    Федеральный  государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) стал главным ориентиром при создании настоящей Программы. В новых стандартах четко сформулированы государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов — формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

Особое место ФГОС отводит компетентности воспитанника в сфере развития личности и ее познавательной деятельности. Компетентность в сфере познавательной деятельности включает в себя развитие психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения), формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов  осуществления мыслительной деятельности, формирование собственного стиля мышления, развитость учебно-информационных умений и практическое освоение приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах и освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.

 

  1. Характеристика контингента обучающихся.

3.1.    В школе-интернате обучаются не только  слепые, слабовидящие учащиеся, но и дети  с нарушением интеллекта, со множественными нарушениями, дети-сироты. Контингент учащихся школы-интерната имеет ряд специфических особенностей в области познавательной деятельности и особенности личности, таких как:

  • редуцированность свойств восприятия (избирательность, осмысленность, обобщенность, апперцепция, константность);
  • фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм представлений, сужение их круга;
  • снижение осмысленности и продуктивности запоминания наглядного материала, замедленное и менее полное его узнавание и воспроизведение;
  • трудности освоения основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, категоризации) связанные с проблемами в чувственном опыте;
  • стереотипность, схематичность, эмоциональная невыразительность воображения;
  • ограниченность представлений об окружающем мире.

3.2.    Особенности развития личности слепого и слабовидящего учащегося, касающиеся эмоциональной сферы:

  • повышенная эмоциональная напряженность;
  • большая подверженность стрессам (чаще оказывается в стрессовых ситуациях и больше в них находятся);
  • чаще, чем у зрячих возникающие чувства тревоги, отчаяния, печали или агрессии;
  • большая подверженность аффекту, как реакции на стресс;
  • чаще, чем у зрячих, возникающие: апатия, заторможенность, отказ от деятельности, уход в мир фантазии;
  • большая, чем у зрячих, вероятность развития патологии характера;
  • быстрая утомляемость;
  • низкая способность к саморегуляции;
  • пониженный уровень мотивации к обучению;
  • Низкий уровень социализации.

3.3.    Воспитательские группы неоднородны по возрастному составу, по степени зрительной депривации, по степени тяжести и выраженности сочетанных патологий. Различный уровень социального благополучия довершает портрет группы.

3.4.    В ходе диагностической деятельности в воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества выделены следующие проблемы, затрудняющие успешное проведение воспитательной работы:

  • недостаточный набор навыков, необходимых для самостоятельной жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на момент выпуска;
  • недостаточно высокий уровень развития стремления к познанию;
  • неразвитость стремления к социально значимой активности;
  • отсутствие контроля со стороны некоторых родителей за поведением детей;
  • небольшой процент родителей, активно участвующих в школьной жизни детей.
  1. Условия реализации Программы.

4.1.      Школа-интернат располагается в типовом здании, в котором имеются учебные кабинеты, столовая, актовый зал, зал для лечебной физкультуры, спортивный зал со спортивным оборудованием, библиотека, кабинет психолога, кабинет социально-бытовой ориентировки, сенсорная комната, кабинеты труда. На территории функционирует стадион.                                                                          

4.2.      В школе-интернате сложился профессионально грамотный, творческий, работоспособный педагогический коллектив.

Воспитательные функции в школе призваны выполнять все педагогические работники, а также школьный психолог, социальный педагог, закреплённый за школой инспектор ПДН, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

4.3.      За долгие годы работы школы-интерната коллективу удалось систематизировать воспитательную деятельность и поднять ее на более высокий уровень. Эффективно используется накопленный за эти годы опыт, традиции в работе по всем направлениям. В то же время традиции не стали догмами в работе воспитательной службы. Педагогический коллектив чутко реагирует на современные тенденции в образовании, оперативно отвечает на изменяющиеся запросы общества, идя в ногу со временем, а иногда и опережая его.

4.4.      К числу сильных сторон при организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести:

  • умение педагогов создать благоприятный микроклимат в школьном коллективе;
  • демократичность системы взаимоотношений;
  • профессионализм педагогов;
  • наличие плана традиционных школьных мероприятий для каждой возрастной группы воспитанников, в ходе которых ребята могут проявить свои лидерские качества, творческие способности и свою самостоятельность;
  • наличие органов ученического самоуправления.

4.5.    Важными являются следующие достижения педагогического коллектива:

  • увеличение числа выпускников, продолжающих образование;
  • увеличение количества обучающихся, занятых во внеурочное время;
  • увеличение количества кружков и секций, организованных на базе школы-интерната;
  • улучшение нравственно-психологического климата в школе-интернате;
  • увеличение среди обучающихся количества призеров, победителей, дипломантов различных фестивалей, смотров, конкурсов, благодарностей за участие в мероприятиях различного уровня;
  • увеличение темпов профессионального и творческого роста педагогов, диссеминации их опыта.

 

  1. Цель и задачи воспитательной работы.

5.1.      Основной целью воспитательной работы в школе-интернате является формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

5.2.      Задачи, решаемые в процессе воспитательной работы школы-интерната, лежат в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений.

5.3.      Задачи, решаемые в сфере личностного развития:

  • формирование способности к духовному развитию;
  • укрепление нравственности;
  • формирование основ морали и основ нравственного самосознания личности (совести);
  • принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • коррекция вторичных недостатков развития у детей с нарушениями зрения формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5.2.2. Задачи, решаемые в сфере общественных отношений:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

5.4.     Воспитательные задачи детализированы на каждом  возрастном этапе.

Начальное общее образование:

  • Формирование и развитие способностей слепого и слабовидящего ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности в обществе зрячих;
  • Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности;
  • Формирование потребности в творческой деятельности;
  • Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
  • Способствование созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире;
  • Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи;
  • Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе;
  • стремления к здоровому образу жизни;
  • Выявление оптимального уровня притязаний для каждого школьника, исходя из их психофизического состояния;
  • Приобщение родителей к школьной жизни ребёнка.

Основное общее образование:

  • Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки, повышение уровня самооценки и мотивации детей – инвалидов по зрению;
  • Ориентация учащихся на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом традиций и потребностей современного общества;
  • Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности;
  • Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей у детей;
  • Создание условий для сохранения здоровья учащихся;
  • Увеличение степени самостоятельности незрячих и слабовидящих детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности;

 

Среднее общее образование:

  • Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащегося;
  • Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни;
  • Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределении;
  • Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности;
  • Профессиональная ориентация, построенная с учётом физических возможностей каждого учащегося;
  • Предотвращение межличностных конфликтов, профилактика преступности и наркомании.
  1. Принципы воспитательной работы.

6.1.    Воспитательный процесс в школе-интернате основывается на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах:

  • демократизм, суть которого – в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • природоспособность – учет прав пола, возраста, наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, ответственности за саморазвитие, за последствия своих действий и поведения;
  • эффективность как формирования навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других, установившихся норм и традиций.
  • системность – установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий.
  • социальность – ориентация на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе
  • социальное закаливание – включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
  • открытость подразумевает возможность открытого обсуждения хода реализации программы и свободного включения в процесс её реализации всех заинтересованных субъектов социума района, систему конкурсов по выявлению и поддержке инновационных проектов, предлагаемых организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
  • поэтапность – предполагает этапность выполнения Программы, обязательное обсуждение результатов каждого этапа и коррекцию целей, задач и механизма реализации.

 

  1. Особенности реализации Программы.

7.1.    В силу специфики контингента школы-интерната реализация обязательных программ внеурочной деятельности, предусмотренных ФГОС в объеме 10 часов в неделю, отдана программам коррекционного цикла. Коррекционная работа неразрывно связана с воспитательной работой. Воспитатели в своей деятельности зачастую интегрируются в коррекционную деятельность, могут участвовать в проведении занятий, продолжают работу дефектологов, закрепляя результаты, достигнутые на коррекционных занятиях, контролируют и поощряют применение полученных умений на практике. Этим они способствуют  выработке устойчивых навыков, внося свой значимый вклад в формирование ключевых компетентностей, необходимых для достижения фундаментальных целей образования.

7.2.    Взаимодействие с педагогами коррекционного цикла является одной из составляющих функционала воспитателя. Другая составляющая выражается в том, что воспитатель является главным регулятором деятельности воспитанника во второй половине дня: проводит занятия, организует внутригрупповые мероприятия, организует выезды и экскурсии группы или сопровождает воспитанников на выездах и экскурсиях, контролирует выполнение домашнего задания, следит за соблюдением режима дня, участвует в организации и подготовке к  внешкольным и внутришкольным мероприятиям, обеспечивает связь школы-интерната с семьей. Время, отводимое на выполнение функциональных обязанностей, регулируется составом группы  и нагрузкой каждого конкретного воспитателя.

7.3.    Планируя свою деятельность, коллектив воспитательной службы учитывает пять направлений развития личности, закрепленных ФГОС:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • общекультурное;
  • общеинтеллектуальное.

7.4.    Основными видами деятельности при организации воспитательного процесса по данным направлениям являются:

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • Техническое творчество;
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Данные виды деятельности естественно вписаны в режим дня воспитанников.

7.5.    Виды деятельности реализуются в следующих формах работы:

  • дебаты;
  • этические беседы;
  • проблемно-ценностные дискуссии;
  • тематические диспуты;
  • интеллектуальные клубы;
  • библиотечные вечера;
  • познавательные экскурсии;
  • викторины;
  • дидактические театры;
  • культпоходы;
  • игры с ролевым акцентом, развивающие игры, деловые игры;
  • коллективные творческие дела;
  • социально-образовательные проекты;
  • компьютерные практикумы;
  • просмотр кино — видео- телефильмов, спектаклей, концертов;
  • трудовые десанты;
  • спортивные турниры в классах;
  • художественные выставки;
  • участие в социальных акциях;
  • исследовательские проекты;
  • благотворительные концерты;
  • ярмарки;
  • интеллектуальные марафоны;
  • туристско-краеведческая экспедиция;
  • поисково-краеведческая экспедиция;
  • инсценировки;
  • праздничные «огоньки».
  • мастер-классы и т.п.
  1. Основные направления Программы.

Направления, в которых реализуется Программа, представлены в виде подпрограмм, состоящих из модулей.  Каждый воспитатель сам определяет  модули, которые он планирует реализовать в учебном году, исходя из психолого-социального портрета своей группы, ее потребностей и проблемных точек в развитии воспитанников. Модульность дает возможность сделать воспитательный процесс максимально личностно ориентированным и  учесть профессиональный уровень каждого конкретного воспитателя. За один учебный год воспитатель должен реализовать не менее 5 модулей  из каждой подпрограммы путем проведения разовых или систематических мероприятий. Работа по данным направлениям логично вписывается как в распорядок группы, так и в должностной функционал воспитателя.

Классные руководители классов, в которых работают воспитатели, должны учитывать выбор воспитателей при составлении своих планов работы из соображений необходимости преемственности и согласованности в деятельности педагогов.

 8.1.  Общекультурное направление Программы. Подпрограмма «Культурное пространство».

Цель – формирование эстетических ценностей, обеспечение наилучших условий для воплощения творческого потенциала, развития таланта и способностей воспитанников.

 

Деятельность по реализации подпрограммы «Культурное пространство» призвана:

  • формировать разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру, индивидуальные эстетические творческие способности;
  • развивать способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности;
  • формировать у человека систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей;
  • развивать стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного в свою жизнь, противостоять безобразному, низменному;
  • формировать, разрабатывать и реализовывать творческие проекты; воспринимать творчество как норму жизни.
№ п/п Модуль Сроки Пример мероприятия Классы
1 Учебные прогулки В течение года Тематическая прогулка «Парк» 1-12
2 Внутришкольное конкурсное движение В течение года Школьные конкурсы творческих работ 1-12
3 Внешкольное конкурсное движение В течение года Конкурсы творческого характера (музыкальные, художественные) 1-12
4 Мероприятия в рамках социальных проектов В течение года Культпоход в театр, на выставку 1-12
5 Индивидуальная работа с воспитанниками группы В течение года Подготовка к участию в творческих конкурсах 1-12
6 Час чтения В течение года Изучение биографий

знаменитых людей

1-12
7 Мероприятия в рамках праздничных и памятных дат
7.1. Мероприятия в рамках дня Знаний Сентябрь Линейка 1-12
7.2. Мероприятия в рамках дня Учителя Сентябрь — октябрь Праздничный концерт 1-12
7.3. Мероприятия в рамках Дня Пожилого человека Октябрь Творческий вечер

 «Наши таланты»

1-12
7.4. Мероприятия в рамках Международного дня инвалида Декабрь Декада инвалидов 1-12
7.5. Мероприятия в рамках празднования Нового года Декабрь Участие в Рождественском фестивале 1-12
7.6. Мероприятия в рамках дня освобождения Новочеркасска Февраль Посещения музея 4-12
7.7. Мероприятия в рамках дня защитника Отечества Февраль Конкурс рисунков

«Наши защитники»

1-12
7.8. Мероприятия в рамках празднования Масленицы Февраль-март Сытны Масленичные

гуляния

1-12
7.9. Мероприятия в рамках  Международного женского дня 8 марта февраль-март Праздничный концерт в честь 8-го Марта 1-12
7.10. Мероприятия в рамках дня Космонавтики Апрель Диспут

«Есть ли жизнь на

Марсе!?»

1-9
7.11. Мероприятия в рамках

Пасхальной недели

Апрель Участие в пасхальном фестивале

Мастер-класс по изготовлению пасхальных

поделок

1-12
7.12. Мероприятия в рамках дня Победы Апрель-май Концерт «Песни Победы» 1-12
7.13. Мероприятия в связи с окончанием учебного года Май Праздник

«Прощание с начальной школой» Последний звонок

1-4

 

 

1-12

 

 8.2.  Общенаучное направление. Подпрограмма «Дневник наблюдений за миром».

Основным воспитательным ресурсом школы является образовательный процесс. В образовательном процессе происходит не только формирование знаний о мире, о человеке и о процессе познания, но и формируется отношение к миру, человеку, познанию и происходит становление культуры действия в соответствии с усвоенными знаниями и ценностями.

  Цель – формирование ценности образования.

Деятельность по реализации подпрограммы «Дневник наблюдений за миром» призвана:

  • сохранять и развивать образовательную традицию – осуществлять подготовку учащихся общеобразовательных учреждений на основе глубоких фундаментальных  и прикладных знаний. Основной критерий эффективности воспитания учащихся в этой части  –  стремление ученика к качественному образованию, развитый познавательный интерес, позитивная образовательная динамика результатов;
  • развивать способность к самостоятельной исследовательской и конструктивной деятельности, формировать культуру продуктивного мышления – умение ставить, осознавать вопросы, находить пути их выяснения, выполнять необходимые для этого операции, делать правильные умозаключения. Исходить из того, что умение думать – центральное звено умения учиться;
  • формировать у учащихся такие крайне важные умения творческой деятельности,  как способность анализировать ситуацию и делать выводы; ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях; видеть и внедрять новые идеи; разрабатывать и реализовывать творческие проекты; воспринимать творчество как норму жизни;
  • развивать институты неформального образования, всемерно стимулировать самореализацию учащихся в программах и проектах образовательной направленности, развивать клубные формы активности в сфере познавательной деятельности (конкурсы, олимпиады, сетевые образовательные проекты, фестивали и т.д.);
  • развивать систему психолого-педагогического медико-социального сопровождения и поддержки  развития учащихся в воспитательном процессе с учетом  множественных проблем  и трудностей, возникающих в социально-педагогическом процессе.

 

№ п/п Модуль Сроки Пример мероприятия Классы
1 Интеллектуальные мастерские В течение года Тематическая самоподготовка «Учись учиться» 1-12
2 Внутришкольное конкурсное движение В течение года Конкурсы, направленные на повышение уровня знаний 1-12
3 Внешкольное конкурсное движение В течение года Конкурсы, направленные на повышение уровня знаний 1-12
4 Мероприятия в рамках социальных проектов В течение года Социальные акции 1-12
5 Индивидуальная работа с воспитанниками группы В течение года Подготовка к участию в школьных олимпиадах 1-12
6 Час чтения В течение года Изучение научной литературы в учебных целях (подготовка сообщения к уроку) 1-12
7 Мероприятия в рамках праздничных и памятных дат
7.1. Мероприятия в рамках Международного дня инвалида Декабрь Круглый стол «Великие люди среди инвалидов» 1-12
7.2 Мероприятия в рамках Дня космонавтики Апрель Беседа «Будущее Российской космонавтики» 1-9
7.3. Мероприятия в рамках Пасхальной недели Апрель Встреча с религиоведом 1-9
7.4. Мероприятия в рамках дня Победы Апрель-май Беседа «Оружие победы» 1-12
8 Учебные прогулки В течение года Прогулки к памятным местам 1-12

 

8.3. Духовно-нравственное направление.  Подпрограмма «Я – гражданин России».

          Цель — формирование у учащихся современных духовно-нравственных ориентиров и  патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

 

          Деятельность по реализации подпрограммы «Я – гражданин  России» призвана:

  • формировать понимание у учащихся сущности Родины (малой и большой), сокрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях;
  • создавать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества;
  • воспитывать просвещенный патриотизм;
  • развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений;
  • использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков;
  • знакомить обучающихся с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины;
  • развивать опыт деятельностной, созидательной любви юных жителей к своему городу;
  • разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на сохранение культуры города, помощь его жителям, улучшение условий  жизни и труда;
  • развивать интерес у учащихся к истории родного края. Использовать для формирования гражданской идентичности уникальную историю и традиции Ростовской области. Историческая тематика должна быть включена в повседневную жизнь образовательных учреждений; находить свое отражение в проектировании и реализации индивидуальных и групповых учебных проектов.
  • развивать интерес учащихся к современной жизни города и проектированию его будущего. Разрабатывать и реализовывать программы взаимодействия с учреждениями культуры, с современной наукой и производством. Встраивать «контакты с городом» в образовательные программы учебных заведений.
  • формировать способность к реализации прав и обязанностей гражданина России. Воспитывать ответственность за социальный выбор, последовательно формировать общественную инициативу, направленную на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, школы, города, страны.

 

№ п/п Модуль Сроки Пример мероприятия Классы
1 Учебные прогулки В течение года Поездки к памятникам

 

1-12
2 Внутришкольное конкурсное движение В течение года Конкурс рисунков ко Дню Победы 1-12
3 Внешкольное конкурсное движение В течение года Участие в конкурсе «Россия — родина моя!» 1-12
4 Мероприятия в рамках социальных проектов В течение года Участие в городских акциях (участие в акции «Бессмертный полк» и «Фронтовые бригады») 1-12
5 Индивидуальная работа с воспитанниками группы В течение года Подготовка к участию в школьных  и городских мероприятиях в честь памятных дат 1-12
6 Час чтения В течение года Чтение книг о Великой Отечественной войне. 1-12
7 Мероприятия в рамках праздничных и памятных дат
7.1. Мероприятия в рамках Дня Памяти жертв терроризма Сентябрь Линейка 1-12
7.2. Мероприятия в рамках Дня Народного единства Ноябрь Беседа о многообразии народов России 5-9
7.3. Мероприятия в рамках Международного дня инвалида Декабрь Акция «Я волонтер» 1-12
7.4. Мероприятия в рамках дня защитника Отечества Февраль Акция

 «Письмо в прошлое…»

1-12
7.5. Мероприятия в рамках празднования Масленицы Февраль-март Беседа о традициях России 1-12
7.6. Мероприятия в рамках  дня правовых знаний Два раза в год Встреча с представителями ПДН 5-12
7.7. Мероприятия в рамках дня Космонавтики Апрель Конкурс рисунков 1-9
7.8. Мероприятия в рамках Пасхальной недели Апрель Встреча с представителями миссии «Православие духовная основа общества» 1-9
7.9. Мероприятия в рамках дня Победы Апрель-май Акции

«Бессмертный полк», «Фронтовые бригады»

1-12
7.10. Мероприятия в рамках дня города Май Конкурс фотографий

«Я люблю мой город»

1-12

 

8.4.  Спортивно-оздоровительное направление. Подпрограмма  «Мое здоровье – мое будущее».

          Цель — формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

          Деятельность по реализации подпрограммы «Мое здоровье – мое будущее» призвана:

  • способствовать актуализации потребности учащихся в сохранении здоровья;
  • осуществлять эффективную пропаганду физической культуры и занятий адаптивным спортом как составляющей здорового образа жизни;
  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
  • осуществлять эффективную пропаганду здорового питания и здорового образа жизни как способа повышения качества жизни;
  • способствовать формированию и укреплению негативного отношения к курению и употреблению алкоголя и наркотических веществ;
  • осуществлять мероприятия по вопросам профилактики травматизма;
  • составлению учебного расписания с учетом общегигиенических и офтальмологических требований осуществлению врачебного контроля на занятиях.

          Главное достояние любого общества – жизнь и здоровье человека. Это очень хорошо понимают педагоги школы-интерната, поэтому  вопрос  сохранения и укрепления здоровья школьников –  необходимое условие достижения высокого качества обучения и воспитания.

№ п/п Модуль Сроки Пример мероприятия Классы
1 Учебные прогулки В течение года Подвижные игры на свежем воздухе 1-12
2 Внутришкольное конкурсное движение В течение года Соревнование «Гигиена — мой друг». 1-12
3 Внешкольное конкурсное движение В течение года Участие в соревнованиях 1-12
4 Мероприятия в рамках социальных проектов В течение года Уроки здоровья 1-12
5 Индивидуальная работа с воспитанниками группы В течение года Беседа о вреде курения 1-12
6 Час чтения В течение года Чтение статьи о вреде

 фаст-фуда

1-12
7 Мероприятия в рамках праздничных дат
8 Дни здоровья Два раза в год Создание плаката «В здоровом теле – здоровый дух» 1-12
7.2. Дни безопасности Два раза в четверть Интернет-викторина

 «Опасно —  безопасно»

1-12
7.3. Мероприятия в рамках Международного дня инвалида Декабрь Игра-квест по спортивному- ориентированию на территории Школы-интерната 1-12
7.4. Мероприятия в рамках дня борьбы с наркоманией Два раза в год Просмотр документального фильма «Скажи наркотикам – нет!» 8-12
7.5. День спорта Два раза в год Физкультурный досуг «В здоровом теле – здоровый дух» 1-12

 

8.5.  Социальное направление. Подпрограмма «Социальный светофор».

          Цель — формированиями ценностей социально приемлемого и одобряемого поведения.

Деятельность по воспитанию ценностей социально приемлемого и одобряемого поведения призвана:

  • развивать стремления к социально значимым видам деятельности, социальную активность учащихся;
  • развивать у детей интерес к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время;
  • формировать социальную самостоятельность необходимую для жизни в обществе.
  • создавать условия для многогранного развития и социализации каждого учащегося и получения им социального опыта, в свободное от учёбы время;
  • создавать воспитывающую среду, обеспечивающую активизацию социальных интересов учащихся;
  • способствовать развитию личности способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
  • привить прочные знания и навыки грамотного поведения у детей и подростков на дорогах.
№ п/п Модуль Сроки Пример мероприятия Классы
1 Учебные прогулки В течение года Прогулки, сопряженные с акциями по благоустройству территории 1-12
2 Внутришкольное конкурсное движение В течение года Конкурс «Этикет и мы» 1-12
3 Внешкольное конкурсное движение В течение года Участие в конкурсах детских социальных проектов 1-12
4 Мероприятия в рамках социальных проектов В течение года Акции с социальными партнерами 1-12
5 Индивидуальная работа с воспитанниками группы В течение года Беседа о правилах поведения в обществе 1-12
6 Час чтения В течение года Рассказы о ценности семьи 1-12
7 Мероприятия в рамках праздничных и памятных дат
8. Неделя безопасности на дорогах Два раза в год Викторина «Внимание — улица» 1-12
9 День здоровья Два раза в год Диалог о здоровье с медицинским работником 1-12
10 Субботник Два раза в год Участие в субботнике у школы, в районе, городе 5-12
11 Мероприятия в рамках международного дня толерантности Ноябрь Конкурс «Лучшее пожелание и напутствие другу другой культуры». 1-2

 

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы.

9.1.      Одним из результатов реализации Программы должно стать  развитие кадрового потенциала воспитательной системы школы-интерната, поскольку воспитатели будут включены в систему научно-методической поддержки и сопровождения с учетом потребностей образовательной системы и имеющихся у самих педагогов интересов. Предполагается расширение возможностей для профессионального общения педагогов с коллегами из других регионов России и из-за рубежа.

9.2.      Согласно ФГОС, реализация Программы должна привести к достижению ряда воспитательных результатов и воспитательных эффектов у обучающихся.

Воспитательный результат программы – духовно-нравственное развитие личности слепого и слабовидящего ребенка благодаря его участию в различных воспитательных мероприятиях.

Воспитательный эффект программы – влияние духовно-нравственного развития на повышение качества всей жизни слепого и слабовидящего обучающегося.

Результатом и итогом работы педагогического коллектива школы должно стать формирование у воспитанника системы базовых национальных ценностей:

  • патриотизма;
  • социальной солидарности;
  • гражданственности;
  • семьи;
  • труд и творчества;
  • наука;
  • традиционных российских религий;
  • искусства и литературы;
  • природы;
  • человечества.

9.3.    На основе системы базовых национальных ценностей формируется модель личности выпускника школы-интерната.  

Выпускник 4 класса:

  • ребенок, добрый, уважительно относящийся к старшим, младшим, любящий природу, свой город, Республику, Родину, Россию;
  • ребенок со сформированными наклонностями к ведению здорового образа жизни;
  • ребенок, имеющий представление о прекрасном;
  • ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
  • ребенок, приученный к жизни в коллективе с детьми, имеющими разные физические и личностные особенности;
  • ребенок бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

Выпускник 10 класса:

  • подросток, осознающий цели жизни;
  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
  • подросток, любящий семью;
  • подросток имеющий склонность к ведению здорового образа жизни и осознающий ценность здоровья;
  • подросток, имеющий тягу к прекрасному, осознающий важность культурного и духовного наследия человечества;
  • подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся;
  • подросток, нуждающийся в самовыражении через социально значимую и одобряемую деятельность.
  • подросток, осознающий себя как гражданина России.

Выпускник 12 класса:

  • свободная личность с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
  • человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
  • личность, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;
  • личность со сформированными понятиями чести долга, честности, дружбы и любви;
  • личность, социально защищенная и закаленная, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями;
  • личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования;
  • личность, готовая сделать осознанный профессиональный выбор;
  • личность, готовая к проявлению инициативы и достижению социально значимых результатов;
  • личность, принимающая судьбу Отечества как свою собственную, осознающая ответственность за настоящее и будущее своей страны.

          Следующим ожидаемым результатом должно стать увеличение количества родителей, участвующих в школьной жизни детей вследствие установления воспитателями и классными руководителями особых взаимоотношений с ними, которые помогут развивать и формировать будущую личность в правильном направлении.

  1. Контроль за выполнением Программы.

10.1. Контроль за выполнением Программы осуществляется путем анализа:

  • отчетной документации воспитателя, классного руководителя;
  • портфолио ученика.

10.2.    Комплект отчетной документации воспитателя должен включать в себя:

  • план воспитательной работы;
  • дневник воспитательной работы.