ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД 2016

Публичный доклад

о деятельности государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасской специальной школы-интерната  №33» в 2015-2016 учебном году

 

В настоящее время школа-интернат расположена в уютном месте, в зеленой зоне города. Это типовое 3-х этажное здание,  построенное в 1964 году на средства Областного правления Всероссийского общества слепых и рассчитано на 116 учащихся.

В 2015-2016 учебном году в школе-интернате обучается 106 воспитанников. Обучающиеся дети находятся на круглосуточном режиме, но на воскресные и праздничные дни родители могут забирать их домой.

1 этаж школы — административно-хозяйственный. Здесь располагаются: столовая на 90 посадочных мест, спортивный и актовый залы, мастерские, медицинский и коррекционные кабинеты, библиотека, бухгалтерия и другие административные кабинеты.

На 2 этаже — классные комнаты и учебные кабинеты.

На 3 этаже — спальные комнаты. Они уютны и красивы, для воспитанников созданы игровые комнаты, где они могут после уроков отдохнуть и развлечься, привести себя в порядок.

С 1981 по 2015 годы школу-интернат возглавлял Мухаев Михаил Петрович — отличник просвещения СССР, отличник народного образования, награжден знаком «За заслуги перед ВОС III степени», ровесник  школы. С его приходом начался качественно новый этап в развитии школы-интерната. Она полностью перешла на кабинетную систему обучения, работает по перспективному 9-летнему планированию, разработанному Мухаевым М.П. и одобренному Институтом коррекционной педагогики.

В 2007 году школе-интернату исполнилось 60 лет.

С сентября 2015 года исполняет обязанности директора Тимофеева Т.Б. – отличник народного образования, призер международных и всероссийских педагогических конкурсов.

За годы существования школы-интерната около 2 тысяч выпускников нашли своё место в жизни и успешно трудятся на учебно-производственных предприятиях области, работают преподавателями, юристами, коммерсантами, директорами предприятий,  массажистами, учителями музыки. Среди выпускников есть кандидаты наук, дипломанты Международных музыкальных конкурсов, чемпионы паралимпийских игр  и т.д.

Усилия администрации и педагогического коллектива в 2015-2016 учебном году были направлены на созда­ние условий для развития незрячего или слабовидящего ребенка как свободной, ответственной и творческой лично­сти на основе гуманизации образования и воспитания, адаптированных программ, учеб­ников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализации коррекционно-развивающего процесса, формирования здорового образа жизни.

С 9 ноября 2015 года, с утверждением нового Устава, школа получила статус государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасской специальной школы-интерната  №33»

В  2015-2016 учебном году коллектив учителей коррекционных дисциплин работал совместно со всем педагогическим коллективом ГКОУ РО   Новочеркасской специальной школы-интерната  №33  над  темой:

Совершенствование коррекционно-воспитательной работы направленной на развитие компенсаторных процессов незрячего и слабовидящего школьника.

ЦЕЛЬ: создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, и на этой основе решение проблемы социальной    интеграции незрячего или слабовидящего подростка в современное общество.

В течение 2015-2016 учебного года работа педагогического коллектива определялась Программой развития на  2014-2020 г.г. Основной целью которой является:

— совершенствование коррекционно-воспитательной работы направленное на развитие компенсаторных процессов незрячего и слабовидящего школьника;

— доступное качественное,  эффективное образование для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность педагогического коллектива направлена на создание ресурсной базы для реализации комплексно-целевой программы развития до 2020 года;

— создание эффективной системы управления качеством образования, воспитания, коррекции и развития школы-интерната;

— обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

— внедрение ФГОС для детей с ОВЗ;

— внедрение в учебный, коррекционный и воспитательный процессы школы-интерната инновационных и новых информационных технологий;

— совершенствование содержания и    развития образовательных и коррекционно-развивающих технологий

— апробация здоровьесберегающих технологий;

— повышение профессионализма педагогических и социального статуса работников школы-интерната;

— обеспечение взаимодействия всей образовательной системы: экономики, науки, культуры, здравоохранения, организаций, родителей, общественности.

Объем образовательных услуг, предоставляемых школой-интернатом представлен в таблице 1:

 

 

 

Таблица 1.

Наименование услуги План

 

Факт

 

Отклонение Причины отклонения
2014 – 2015 уч. год
Начальное общее образование 54 54 Выполнено в полном объеме.  
Основное общее образование 58 58 Выполнено в полном объеме.  
Среднее общее образование 6 6 Выполнено в полном объеме.  
Дополнительное образование 110 110 Выполнено в полном объеме.  
 2015 – 2016 уч. года
Начальное общее образование 49 49 Выполнено в полном объеме.  
Основное общее образование 52 52 Выполнено в полном объеме.  
Среднее общее образование 5

 

5 Выполнено в полном объеме.  
Дополнительное образование 106 106 Выполнено в полном объеме.

 

Вывод о работе учреждения по сохранению контингента, расширение системы дополнительного образования: в 2015-2016 учебном году  педагогическим коллективом школы-интерната  велась работа по сохранению контингента, расширению системы дополнительного образования, выполнением учебных программ.

 

  1. Информация о выполнении программы деятельности по направлениям и результатах

 

В соответствии с Программой развития государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасской специальной школы-интерната №33»  на 2015 год основными  направлениям деятельности учреждения были:

— доступное качественное,  эффективное образование для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

— повышение компетентности в ориентировке в пространстве обучающихся на всех уроках и во внеклассное время;

— проведение комплексной диагностики коммуникативных навыков обучающихся;

— расширение и усовершенствования коммуникативных форм общения;

развитие навыков поведения;

-совершенствование коррекционно-воспитательной работы направленное на развитие компенсаторных процессов незрячего и слабовидящего школьника.

— поиск новых путей взаимодействия семьи, школы и общественных организаций с целью социальной адаптации воспитанников.

Цель программы развития ГКОУ РО специальной Новочеркасской школы-интерната № 33:

  • доступное качественное, эффективное образование для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,  создание благоприятной для учащихся со зрительной патологией коррекционно-развивающей образовательной среды с целью формирования конкурентоспособной личности, готовой к саморазвитию, самоопределению, и, как следствие, к успешной социальной интеграции

 

Задачи программы:

  • обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • внедрение в учебный, коррекционный и воспитательный процессы школы-интерната инновационных и новых информационных технологий;
  • повышение профессионализма и социального статуса педагогических работников школы-интерната.

 

Для достижения целей программы развития ГКОУ РО специальной Новочеркасской школы-интерната № 33 задачи программы решались следующим образом:

 

2.1 Обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

В школе-интернате разработана Программа  развития, концептуальной идеей которой является положение: ребёнок – главная ценность. С первых дней пребывания ребёнка в школе-интернате осуществляется работа по изучению его личностных и психофизических особенностей, которую ведут педагог-психолог, учитель начальных классов, логопед, врач, социальный педагог, воспитатель.

Целью их деятельности является определение потенциальных возможностей ученика, установление путей коррекции выявленных недостатков. За последние годы контингент детей изменился, он характеризуется более сложной структурой дефекта, поэтому содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях интерната имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка. 

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014-2015 учебном году осуществлялись по адаптированным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Формы и степень обучения и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья варьировалась в зависимости от степени выраженности недостатков психического и (или) физического развития. Основой организации учебного процесса в учреждении является личностно-развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. В 2015-2016 учебном году достижение этой задачи возможно с дальнейшим переходом от прежней модели образования к модели вариативного развивающего мотивационного образования, что обеспечивается продолжением реализации адаптированных образовательных программ различных уровней, введением различных форм обучения, организацией профильного обучения на старшей ступени, применением разнообразных форм и методов обучения. С 2014  года школа-интернат является пилотной площадкой по подготовке к переходу на ФГОС НОО (Приказ Минобразования области от 25.07.2014.№490 «Об организации работы по  подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»). В 2015 – 2016 учебном году по ФГОС обучается подготовительный класс (8 человек) и 2-ые классы (14 человек).
В школе-интернате комфортный микроклимат, доброжелательная обстановка. Классы, кабинеты обеспечены достаточным количеством наглядного, дидактического, раздаточного материала, ТСО, интерактивным оборудованием. Кабинеты оборудованы мебелью в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Все вышеперечисленное позволяет учебному процессу и коррекционным занятиям быть качественными и результативными. Для улучшения коррекционной работы, последующей социальной адаптации обучающихся в учебный план внесены изменения, не требующие дополнительного финансирования и не допускающие перегрузки учащихся. Коррекционная работа в специальной коррекционной школе-интернате имеет непрерывный характер и проводится в течение всего учебно-воспитательного процесса. Учебный план включает особый курс развития для младших классов, логопедические занятия, часы ритмики, ЛФК, пространственная ориентировка.

Коррекционная работа в школе-интернате отвечает общим требованиям: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с проблемами развития, обеспечивает дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития учащихся. Систематическая коррекционно — развивающая работа,  включает в себя планирование и разработку индивидуальных и коррекционных программ, развитие психических функций, развитие речевой активности, развитие коммуникативных качеств, развитие навыков самоанализа, коррекцию отклонений в психическом развитии, снятие негативных переживаний, развитие готовности к ориентации в разных жизненных ситуациях. В школе большое внимание уделяется воспитательной деятельности, задачей которого является формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированного к разным жизненным ситуациям и соответствующего социальным нормам.

Внеурочная деятельность выстраивается в целостную систему и проводится по направлениям, охватывающим весь воспитательный процесс с учетом развития и коррекции детей. Режим второй половины дня составлен с учетом возрастных групп и предъявляемых требований.

Вся воспитательная деятельность в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процесса, находится в тесной связи с коррекционно-образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся системы сознания, которое определяет его социальное поведение. Весь воспитательный процесс учитывает знание особенностей структуры дефекта, индивидуально-личностных особенностей каждого ученика. В школе-интернате отработана система по формированию положительных черт личности, по реализации задач воспитательного процесса через кружковую работу. Функционирует сеть развивающих кружков по разным направлениям: художественно — эстетическое, спортивно – оздоровительное, в которых задействовано 97 % от всего контингента воспитанников. Занятость обучающихся во внеурочное время на базе ГКОУ РО  Новочеркасской специальной  школы-интерната  №33 представлена в таблице 2:

Таблица 2.

  2014-2015 учебный год 2015-2016 учебный год
    % от общего кол-ва обучающихся  
Шахматы-шашки 18 15% 19 17,9%
Аэробика 21 17,5% 22 20,7%
Фитнес 24 20% 26 24,5%
Гимнастика 23 19,2% 25 23,5%
Дзюдо 9 7,5% 10 9,43%
Массаж 15 12,5% 12 11,3%
Топотушки 21 17,5% 22 20,7%
Каблучок 14 11,7% 14 13,2%
Музыкальная студия 22 18,3% 22 20,7%
Лоза 50 41,7% 52 49%
Шумовой оркестр 17 14,2% 20 18,8%
Итого 246   244  

Положительным результатом всего учебно-воспитательного процесса является постоянное участие детей в конкурсах, выставках, соревнованиях.

В 2014-2015 учебном году снизилось  количество  воспитанников, оставшихся  без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении  школы-интерната через воссоединение  семей или   передачу в семьи граждан.

Таблица 3.

п/п

Кол-во воспитанников  на полном

гособеспечении

Количество воспитанников

снятых с гособепече6ния

План Факт
2013-2014 уч.год  
1 14 1 3
7,1% 21,4%
2014-2015 уч.г  
2 15 2                        5
13,3% 33,3%
Целевые

индикаторы

Критерии Формы расчета целевых показателей
Количество воспитанников снятых с государственного обеспечения  учреждения и  переданные в другие организации или в семьи граждан Рост количества воспитанников снятых с государственного обеспечения  учреждения и  переданных в другие организации или в семьи граждан % отношение количества воспитанников снятых с государственного обеспечения   к общему количеству  воспитанников-сирот (по плану и по факту)

 

Педагогический коллектив отчетливо представляет, что ребенка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование личности ребенка: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных и разнообразных видах деятельности. Поэтому особое внимание будет уделяться участию всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

В школе-интернате организован охранительный медико – психолого – педагогический режим. Ежегодно в школе проходит углубленный медосмотр с участием узких специалистов (в этом году охвачено 100% учащихся), который помогает своевременно обнаружить изменения в здоровье детей и назначить лечение. Характер имеющихся заболеваний представлен в таблице 4.

Таблица 4.

 

Характер заболевания

Количество детей

2013-2014

% Количество детей

2014-2015

%
Патология ОДА 61 50 54 43,3
Патология ССС 11 9 13 10,6
Заболевания Н.С. 57 46,6 44 36
Заболевания ЛОР 25 20 24 20
Аллергические заболевания 8 6,5 7 5,7
Гастроэнтерология 9 3 11 9
Нефрология 2 1,6 3 2,4
Гематология 6 4,9 6 4,9
Эндокринология 24 20 24 20
Офтальмология 126 100 124 100
Психические расстройства 41 33 43 34,6
Соматически ослабленные 21 17 25 20
Нарушение речи 10 8,2 10 8,2

После профилактических осмотров выполняются курсы необходимого лечения в течение учебного года. В течение года проводились профилактические мероприятия, в результате которых заболеваемость ОРВИ и гриппом по сравнению с прошлым годом снизились до 12 %. Ни один ребенок, проживающий в интернате, не перенес грипп, а это в свою очередь снизило количество пропущенных дней – уроков и помогло выполнению учебных программ.

Офтальмологическая служба проводила свои плановые мероприятия, а также дополнительный диспансерный осмотр нуждающихся учащихся. Был составлен план реабилитации учащихся и специальные курсы лечения учащихся. Динамика изменения остроты зрения после проведенного плеоптического лечения представлена в таблице 5:

 

 

Таблица 5.

2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016
Улучшение 18 14 20 20
Ухудшение 1 0 0 0
Без изменений 12 15 11 11

 

2.2 Внедрение в учебный, коррекционный и воспитательный процессы школы-интерната инновационных и новых информационных технологий

С 2013 года школа-интернат №33 является областной инновационной площадкой «Здоровьесбережение в условиях школы-интерната III, IV видов». Совместно с региональным центром здоровьесбережения в сфере образования проводится ежегодный мониторинг основных показателей здоровья воспитанников и мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ.

По результатам мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ и в сравнении с 2014 годом  5 из 8 разделов мониторинга имеют показатели выше 55 %. В разделе «Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в ОУ» школа-интернат №33 показала 96%  выполнения.

По всем разделам мониторинга школа-интернат обнаружила средний и выше уровень здоровьесберегающей деятельности. Составлена программа организации здоровьесберегающей деятельности на 2015/16 уч.год с использование рекомендаций РЦЗСО.  Результаты мониторинга 2016 г. и динамика здоровьесбережения представлены в таблице 6 и на рисунке 1:

Таблица 6.

Раздел 1: Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Раздел 2: Реализация здоровьесберегающих требований к инфраструктуре ОУ Раздел 3: Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий при реализации образовательного процесса в ОУ Раздел 4: Реализация здоровьесберегающих технологий физкультуры и спорта в здоровьеохранной деятельности ОУ Раздел 5: Образовательная и воспитательная работа по организации системы формирования приоритетов здорового образа жизни обучающихся Раздел 6: Организация профилактики употребления психоактивных веществ в среде обучающихся Раздел 7: Организация комплексного сопровождения системы формирования здорового образа жизни обучающихся (система медицинского обслуживания обучающихся) Раздел 8: Организация системы мониторинга сформированности культуры здорового образа жизни обучающихся (средствами психологических технологий, анкетных методов и социологических опросов)
47% 56% 94% 45% 40% 55% 58% 61%

 

Рисунок 1.

Анализ таблицы 7 и рисунка1 свидетельствуют, что вся лечебно-оздоровительная, санитарно-гигиеническая  и восстановительная работа проводится на основе мониторинга здоровья воспитанников школы-интерната. Это позволяет реализовать одно из важнейших направлений совершенствования лечебно-оздоровительной работы – обеспечение индивидуализации объема и видов физической и зрительной нагрузки в соответствии со здоровьем каждого ребенка, особенностями его развития.

2.3 Повышение профессионализма и социального статуса педагогических работников.

Коллектив школы-интерната – коллектив единомышленников, способный выпускать обучающихся из образовательного учреждения подготовленных к самостоятельной жизни, достаточно социализированных, умеющих, с учетом возможностей каждого, определиться в жизни.

ГКОУ РО   Новочеркасская специальная школа-интернат  №33 на протяжении многих лет  практически укомплектована педагогическими кадрами. Педагогический коллектив стабильный, имеет достаточно высокий профессиональный уровень, квалификацию, опыт работы Знание профессиональных и личностных особенностей педагогических работников является основой, которая помогает администрации учреждения в определении расстановки педагогических кадров в школе-интернате и содержании работы с ними. Средний возраст педагогических работников школы-интерната составляет 51 год. По образованию отмечается следующая дифференциация, представленная в таблице 7:

Таблица 7.

Целевые

индикаторы

Высшее 

профессио-

нальное, чел

Высшее

дефектологи-

ческое,

чел

Из них, прошедшие профессиональную

переподготовку

по тифлопе-

дагогике,

логопедии,чел

Среднее-специ-альное,

чел

Иное Формы расчета

 целевых показателей

Количество педагогических работников, имеющих высшее  дефектологическое образование 2015-2016 уч. г.  % отношение количества педагогических работников     по уровням образования к общему количеству педагогов
42 27 3 10 1
79,25% 50,95% 5,6% 18,8% 1,9%

 

Критерии
Увеличение   количества педагогов, имеющих высшее  дефектологическое образование

Анализ динамики образовательного ценза педагогов, представленный в таблице, позволяет сделать вывод о повышении профессионализма педагогического коллектива. Для повышения статуса и роста научно-теоретической подготовки педагогов используется как их самообразование, так и система повышения профессионально-педагогической квалификации, которая включает в себя получение высшего дефектологического образования, обучение на курсах в РО ИПК и ПРО, дистанционных курсах МГУ им. В. Ломоносова и ПУ «Первое сентября» (таблица 8):

Таблица 8.

№ п/п Мероприятия

 (действия)

Сроки

проведения

Ресурсное

обеспечение

Объем, источники финансирования По плану Факт
Педагогические кадры
1 Курсы повышения квалификации педагогов по специальности в течение 2015-2016 уч.г. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО Без материальных затрат 4 4

 

% выполнения

6 педагогов

100%
Управленческие кадры  
1 Курсы повышения квалификации заместителя директора по АХР по управлению закупками Апрель

2015г

АНО «Институт профессиональных контрактных управляющих» 5,9 тыс. руб

средства областного бюджета

1 1

 

2 Прохождение  заместителями директора профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании» Июнь

2015г

ФГБОУ ВПО РГУПС Без материальных затрат 0 3

 

3 Курсы повышения квалификации заместителя директора по УР Октябрь

2014г.

Апрель 2015г.

ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО   2 2

 

% выполнения

 

200%

 

В течение 2-х последних лет педагогический коллектив значительно повысил квалификацию и профессионализм, результатом чего стало повышение I и II квалификационной категории (таблица 9).

Таблица 9.

Целевые

индикаторы

Квалификационная категория Формы расчета

 целевых показателей

Высшая категория Первая

 категория

Вторая

 категория

Без

категории

Количество педагогических работников

аттестованных

на  квалификационные  категории

2014-2015 уч.год  

% отношение количества педагогических работников     по каждой категории к общему количеству педагогических работников

22 16 6 9
41,5% 30,2% 11,32% 17%
2015-2016  уч. г.
23 22 1 7
43,4% 41,5% 1,9% 13,2%
Критерии
Увеличение   количества педагогов ,прошедших аттестацию на квалификационные   категории

 

Таким образом, педагогический коллектив школы-интерната обладает высоким уровнем научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки, успешно применяет весь объем знаний тифлопедагогики и тифлопсихологии в образовательной деятельности, актуализируя внимание на адаптацию, реабилитацию и социализацию личности незрячего ребенка.

Учителя творчески подходят к исследовательской  и научно-практической деятельности. Выбор тем исследования определяется прак­тической потребностью школы-интерната или отдельного учителя в ее разработке. Темы реализуются в запланированные сроки и систематиче­ски контролируются посредством аналитико-диагностических методик. Все учителя­-исследователи представляют в аттестационные комиссии материалы  по проблемам и результатам их исследований, проводимых экспериментов. Результаты работ публикуются в изданиях России, региона, области, на сайтах Интернет.

За 2014-2015 учебный год вышел в свет 1 выпуск международного сборника научно-практических работ Всемирного технологического института  ЮНЕСКО  «Человек в современном мире» под редакцией профессора Кукушина В.С. в котором опубликованы 11 статей педагогов  школы-интерната (Мухаев М.П., Тимофеева Т.Б., Никульникова О.С., Овсянникова М.И., Галицкая Н.С., Удовенко Т.И., Кулик А.В., Некрасова М.Ю., Великая З.О., Чичкан А.С., Алышева С.В.); педагоги приняли участие в работе  12-й научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании 2012» в  г. Ростове-на-Дону  (Тимофеева Т.Б.,  Лысенко Н.В.), 25 педагогов приняли участие в работе 4-й Всероссийской конференции учителей «Современные технологии развития образовательных учреждений — 2013» 24 апреля 2013 г.  в г. Москва.

На сайте Интернет-фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, опубликовано 4 статьи педагогических работников: Великая З.О.,  Тимофеева Т.Б., Никульникова О.С., Щитова А.В.

Педагогами школы-интерната  апробируются и адаптируются разработанные образовательные программы, отслеживаются успехи и неудачи воспитанников, разрабатываются пути коррекционной работы с воспитанниками, ведется пропаганда тифлопедагогических знаний. Педагоги проходят курсы повышения квалификации очно на базе ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО и дистанционно на основании договора о сотрудничестве в области повышения квалификации с Педагогическим университетом «Первое сентября», взаимодействующего с факультетом педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, проходят курсы переподготовки на базах ВУЗов России.

В 2015-2016 учебном году  планировалось продолжить разностороннюю деятельность по повышению профессионализма и социального статуса педагогических работников ГКОУ РО   Новочеркасская специальная школа-интернат  №33, вести подготовку по введению ФГОС НОО. С этой целью все учителя начальных классов прошли или проходят в настоящее время курсовую подготовку по введению ФГОС.

Деятельность школы-интерната осуществлялась по следующим направлениям:

1.Обеспечение оптимального содержания образования, обучение, воспитание и коррекция обучающихся, воспитанников с учётом требований современного общества к выпускнику школы-интерната и уникальности образовательного учреждения.

2.Физическое и психологическое оздоровление учащихся, воспитанников на основе коррекционно-воспитательной работы.

3.Создание устойчивой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей

обучающимся, воспитанникам успешную адаптацию в обществе и включение их в активную жизнь.

4.Совершенствование процесса управления качеством образования в режиме развития

5.Информатизация учебного процесса  и управления

6.Сохранение и развитие материально-технической базы:

7.Обеспечение безопасности деятельности учреждения

Анализ выполнения направлений

1.Обеспечение оптимального содержания образования, обучение, воспитание и коррекция обучающихся, воспитанников с учётом требований современного общества к выпускнику школы-интерната и уникальности образовательного учреждения.

Показатели исполнения данного направления представлены в таблице 10:

Таблица 10.

Показатель Единица измерения

%, доля.

План 2016 года Факт Степень достижения показателя
Уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для детей с ОВЗ (III, IV видов) независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья. 100% 100% 100% 100%
Уровень соответствия образования современным стандартам для детей с ОВЗ. 100% 100% 100% 100%
Доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), от общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста. 100% 100% 100% 100%
Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей. 10% 9,4% 9,4% 100%

Для достижения показателей по данному направлению были запланированы и реализованы следующие мероприятия представленные в таблице 11:  (мероприятия, проекты касающиеся содержания образования)

Таблица 11.

№ п/п Мероприятия, проекты (действия) Сроки проведения Объем, источники финансирования (тыс.руб.) Информация о выполнении
1. 2. 3. 5. 6.
  Повышение

профессиональных компетенций

сотрудников

2015-2016 учебный год выполнено
2 Оказание помощи педагогам и специалистам

образовательных учреждений

города Новочеркасска и Ростовской области,

вступающих на путь инклюзии,

в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности, постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей работы

2015-2016 учебный год выполнено
3 Организация совместных праздников

и выставок для детей с

ограниченными возможностями здоровья

2015-2016 учебный год выполнено
4 Оказание поддержки семьям детей с

ограниченными возможностями

здоровья.

2015-2016 учебный год выполнено

Выполненные мероприятия позволили обеспечить  оптимальное содержание образования, обучения, воспитания и коррекции обучающихся, воспитанников с учётом требований современного общества к выпускнику школы-интерната и уникальности образовательного учреждения.

Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования. Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

К числу таких инновационных изменений относятся:

— введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

— организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;

— изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;

— построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избранному профилю; всё это дополняется портфелем индивидуальных достижений – «портфолио». Направления профилей школы-интерната и охват  обучающихся  в 2015/2016 учебном году представлены в таблице 12:

Таблица 12.

Направление профилей Охват  обучающихся в 2014/2015 учебном году Охват  обучающихся в 2015/2016 учебном году
1 Фортепиано 13 13
2 Баян 9 9
3 Плетение из лозы 80 80
4 Массаж 14 4
  Итого: 116 106

С целью контроля качества преподавания профильных предметов был проведён входящий, промежуточный,  итоговый контроль по профильным предметам. Итоги контрольных работ были обсуждены на малых педсоветах и намечены пути решения проблем.

Результаты государственной (итоговой)  аттестации воспитанников  2015-2016 учебного года представлены в таблицах 14-17.

Согласно Закону РФ «Об образовании» освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией, целью которой является комплексная оценка уровня подготовки выпускников 10, 12 классов и соответствие их подготовки требованиям государственного стандарта (обязательного минимума содержания образования), разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников на основании результатов работы аттестационных комиссий.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасской специальной школы-интерната  №33»

Таблица 13.

класс Кол-во учащихся Освоение ГОС в 2014-2015 учебном году Кол-во учащихся Освоение ГОС в 2015-2016 учебном году
без «2» «4» — «5» «2» без «2» «4» — «5» «2»
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
4 6 5 83,3 3 50 1 16,6 8 8 100 6 75 0 0
9 6 6 100 2 34,4 0 0 7 7 100 2 28,5 0 0
11 6 6 100 5 83,3 0 0
по ОО 18 17 94,3 10 39,4 1 16,6 15 15 100 8 52 0 0

Таблица 14.

Результаты ГИА – 9

государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасской специальной школы-интерната  №33»

 

п /п

Название

предмета

2015 2016
Кол-во сдававших Кол-во не прошедших ГИА Кол-во сдававших Кол-во не прошедших ГИА
1 Русский язык 6 0 7 0
2 Математика 6 0 7 0

Таблица 15.

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников

 9-х и 12-х классов государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области «Новочеркасской специальной школы-интерната  №33»

 

Годы выпуска Всего выпускников Допущены к итоговой аттестации Не допущены к итоговой аттестации Результаты государственной итоговой аттестации
аттестовано % «4 и 5» %  

Получили справку

 

%

Основное общее образование    
2014-2015 6 6 0 6 100% 5 83% 0 0
2015-2016 7 7 0 7 100% 5 72% 0 0
Среднее общее образование    
2014-2015 6 6 0 6 100% 0 0
2015-2016 0 0 0 0 0 0 0

 

 

Количество обучающихся,  не получивших аттестат 0

Данные государственной (итоговой) аттестации, приведенные в таблицах 13-15, свидетельствуют об оптимальном уровне сформированности общеучебных и интеллектуальных умений навыков у выпускников 10 и 12 классов.

Мероприятия, направленные по повышения качества образования представлены в таблице 16:

Таблица 16.

№ п/п Содержание деятельности Сроки Ответственные Планируемый результат
1 Организационные мероприятия
1.1 Проведение предметно-содержательного анализа результатов   ГИА в 2014/2015 учебном году Сентябрь заместители директора, руководители МО, учителя-предметники Принятие своевременных мер, направленных на обеспечение качественного образования, повышение качества подготовки выпускников.
1.2 Выполнение методических рекомендаций по проведению самообследования по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников школы-интерната Постоянно

 

1.3 Разработка и реализация плана мероприятий по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников школы.  Сентябрь Таранова О.С.
1.4. Провести анализ реализации факультативных курсов, направленных на формирование и развитие научно-исследовательских, творческих, практических компетенций обучающихся (9-12 классов) при подготовке нового учебного плана на 2014-2015 уч. год. До 01.09. Таранова О.С.,

руководители МО

1.5 Организация реализации программ, проектов, планов и т.д., способствующих повышению качества обученности обучающихся. Сентябрь,

по плану школы-интерната

1.6 Обновление банка контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества знаний обучающихся. Постоянно заместители директора, руководители МО  
2 Контрольно-надзорные мероприятия
2.1 Разработка плана внутришкольного контроля процесса подготовки обучающихся к ГИА. Сентябрь заместители директора, руководители МО Организация учебной и внеурочной деятельности по предмету, качество проведения уроков, системность и результативность проведения тренировочных и  диагностических работ.
2.3. Рассмотрение результатов диагностических и тренировочных работ, государственной итоговой аттестации на МО, изучение рекомендаций по подготовке и проведению ГИА. По плану МО Отработка процедуры проведения ГИА, предоставление возможности педагогическим работникам ОУ обеспечить коррекцию образовательной деятельности  с целью устранения пробелов в знаниях обучающихся.
  Контроль за полнотой и качеством выполнения учебных программ. В течение года,

по плану

2.4 Проведение мониторинга качества знаний обучающихся выпускных 4, 10,12 классов по математике, русскому языку и предметам по выбору. Не менее 1 раза в четверть
3 Мероприятия с обучающимися
3.1. Организация и проведение тренировочных и диагностических работ, пробных ГИА. В течение года по плану Заместители, руководители МО Создание условий для реализации индивидуальной подготовки каждого обучающегося.

 

 

Выявление слабых обучающихся и индивидуальная подготовка к  ГИА  с целью достижения положительных результатов по итогам экзаменов.

 

Повышение уровня работоспособности, заинтересованности, самооценки и как следствие повышение качества знаний.

3.2. Проведение консультаций для участников образовательного процесса по подготовке и проведению   ГИА. В течение года Заместители, руководители МО,

учителя-предметники

3.3 Составление индивидуальных карт диагностики обучающихся по всем предметам. Сентябрь Учителя-предметники, классные руководители
3.4 Связь с колледжами,  вузами. Мониторинг образовательной деятельности. Участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах по профилю выбранных предметов ГИА. В течение года Таранова О.С.,

руководители МО , учителя-предметники

 

3.5 Мониторинги качества знаний обучающихся, предметные мониторинги. По четвертям и полугодиям Заместители,

руководители МО

учителя-предметники, классные руководители

 

3.6 Организация дополнительных образовательных услуг для подготовки к государственной  итоговой аттестации через использование современных форм (тест-классы, учебные практики, индивидуальные и групповые занятия). В течение года
3.7 Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для всех участников ГИА. В течение года Педагог-психолог Великая З.О.
3.8 Размещение для участников итоговой аттестации на стенде и школьном сайте материалов по вопросам организации и проведения ГИА. В течение года, постоянно Таранова О.С.,

учителя-предметники

Информирование
4. Мероприятия с педагогами
4.1. Проведение тематических семинаров для учителей-предметников.

Изучение вариативных модулей по подготовке и проведению ГИА, обучение педагогов

— оценке общеучебных достижений обучающихся,

— оценке показателей качества и результативности деятельности педагогов.

В течение года Заместители,

руководители МО

Достижение положительных результатов по итогам экзаменов
4.2 Проведение  контроля  деятельности   педагогов по повышению качества образования обучающихся. Постоянно Заместители,  руководители МО
4.3. Распространение опыта педагогов по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников через деятельность МО, проведение мастер-классов, семинаров, открытых уроков. В течение года по плану МО Заместители,

учителя-предметники, руководители МО

4.4 Анализ мониторинга подготовки выпускников, проводимый педагогами, собеседования с обучающимися, учителями, родителями (законными представителями). Не менее 1 раза в четверть Заместители,

учителя  –предметники,

классные руководители

Достижение положительных результатов по итогам экзаменов
4.5 Педсовет «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся  10-х классов» февраль Директор, заместители, педагоги-предметники Принятие своевременных мер, направленных на обеспечение качественного образования, повышение качества подготовки выпускников.
5 Мероприятия с  родителями (законными представителями)
5.1 Проведение родительских собраний, индивидуальных бесед-консультаций по информированию о результатах подготовки к  ГИА.

Знакомство с Порядком проведения государственной  итоговой аттестации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394, с изменениями, утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.07.2015 № 692

Сроками проведения ГИА (расписание по предметам)

официальными сайтами, подготовки к  ГИА.

Об общественном наблюдателе на ГИА.

Октябрь – май.

 

 

 

 

 

 

В течение года по мере поступления документов

Заместители, классные руководители Своевременное информирование родителей о результативности учебной деятельности обучающегося, оперативное реагирование на возникающие проблемы, своевременное принятие необходимых мер воздействия на улучшение ситуации.
5.2 Приобретение учебно-методических  пособий, текстов, вариантов работ. Сентябрь- декабрь Учителя-предметники
5.3 Индивидуальные консультации с  родителями по информированию о результатах подготовки к ГИА. Постоянно Все участники УВП
5.4 Размещение на сайте школы материалов по вопросам организации и проведения ГИА. Постоянно Таранова О.С.,

руководители МО

5.5 Отчёты о подготовке и результатах  ГИА. По плану Заместители, учителя-предметники

 

Деятельность коррекционного блока

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.

Главная функция психокоррекции – определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка и подростка, и реализация соответствующих личностно-ориентированных программ комплексного воздействия. Психокоррекционные мероприятия становятся ведущими в случаях, когда речь идет о первичной профилактике школьной и социальной дезадаптации детей из группы риска, у которых индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности требуют специального подхода. Особое направление психологической коррекции – это развитие познавательной деятельности профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию. Здесь психологическая коррекция тесно переплетается с педагогической коррекцией. Предупреждение и исправление нарушений  развития речи, восприятия, памяти, мышления, как правило, осуществляется педагогами-дефектологами, логопедами, имеющими специальную подготовку. Все большую роль в психокоррекции играет нейропсихологическая коррекция, направленная на развитие, коррекцию и компенсацию нарушений базальных психических функций, наиболее тесно связанных с состоянием головного мозга.

Собственно педагогическая коррекция может быть  направлена  на устранение пробелов в знаниях, усвоении отдельных учебных предметов или их разделов.

Работа учителей коррекционного блока проходит преимущественно во второй половине дня, что способствует реализации режима работы школы-интерната.  Деятельность учителей коррекционных дисциплин осуществлялась  по различным  направлениям, обеспечивающим разностороннюю коррекционную работу.   

Основные направления деятельности  учителей коррекционных дисциплин  по гармоническому развитию слепых и слабовидящих детей в ГКОУ РО  Новочеркасской специальной  школе-интернате  №33

3 следующие:

  • охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия;
  • логопедия;
  • развитие осязания и мелкой моторики;
  • развитие мимики и пантомимики;
  • психологическая коррекция;
  • социально-бытовая ориентировка;
  • пространственная ориентировка;
  • лечебная физкультура;
  • физическая культура;
  • ритмика;
  • коррекция недостатков развития.

Этапы  работы:  

Диагностический: предусматривает динамичный контроль состояния здоровья незрячего или слабовидящего  воспитанника, его психологического статуса. Основа работы – многофакторный валеопедагогический  мониторинг.

Аналитический: предусматривает интегрирующую экспертную систему, которая обеспечивает оценку функциональных резервов организма незрячего или слабовидящего ребенка, формирование его психофизиологического портрета.

Реабилитационный: предусматривает компенсацию зрительного анализатора, коррекцию познавательной деятельности и психофизическое развитие незрячих или слабовидящих обучающихся. Основано на использовании современных коррекционных технологий и индивидуальных программ медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанника.

Педагогическими работниками коррекционного блока разработаны авторские программы, получен гриф «Допущено министерством общего и профессионального образования РО», однако имеют место проблемы:

-публикация научных трудов педагогических работников школы-интерната;

-внедрение информационных технологий при диагностическом, профилактическом  и коррекционном процессах с обучающимися.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что цель развития ГКОУ РО специальной Новочеркасской школы-интерната № 33 достигнута, решены задачи, поставленные школой-интернатом в предыдущем году и первом полугодии текущего года.

За 2015-2016 учебный год:

  • Вышел в свет 2 выпуск международного сборника научно-практических работ Всемирного технологического института  ЮНЕСКО  «Человек в современном мире» под редакцией профессора Кукушина В.С., опубликованы 14 статей от авторов школы-интерната

(Тимофеева Т.Б., Алышева С.В.,  Никульникова О.С., Полторак Е.В., Галицкая Н.С., Брутян О.А. Гаусс О.А., Герасименко Н.Л., Кувалкина Л.И., Паненко Н.Ф.,  Карагозова И.П., Тарасенко С.В.).

  • Приняли участие в Всероссийском конкурсе «Педагогика ХXI век» в номинации «Как прекрасен этот мир» диплом I степени награждены: Москалева Т.А., Таранова О.С., Тимофеева Т.Б.4
  • Приняли участие в Международном творческом конкурсе «Победилкин» в номинации «Здоровье и спорт в школе» учителя Мазеин О.В. и Тмофеева Т.Б. награждены дипломом I степени;
  • Приняли участие в работе Интернет-фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, на страницах сайта опубликовано 5 статей педагогических работников: Мухаев Тимофеева Т.Б., Никульникова О.С., Герасименко Н.Л., Гаусс О.А.
  • Приняли участие во «II Всероссийском образовательном  форуме

«Проблемы и перспективы современного образования в России» Конкурс «ЛУЧШАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — 2016» г. С.-Петербург 14-17 апреля 2016 г, результат – школа-интернат получила  статус лауреата конкурса.

  • Приняли участие во Всероссийском  конкурсе «Школа здоровья 2016», результат — дипломом I степени в номинации «Здоровьесберегающая программа»;
  • Приняли участие в финальных мероприятиях Девятого Международного творческого Фестиваля-конкурса детей с ограниченными возможностями “Шаг навстречу!”, 14-21 мая 2016 г. г. Санкт-Петербург;
  • Приняли участие в Первенстве России по дзюдо (спорт слепых), результат — I место среди девушек – Поцелуева Светлана; I место среди юношей – Сагайдак Валерий; II место среди юношей – Ротов Семен; III место среди юношей – Калинин Антон.
  • Приняли участие в городском творческом конкурсе «Радуга талантов», результат — Диплом Гран-При: Тищенко Мария — номинация «Художественное слово», рук. Гаусс О.А. 3 диплома Лауреатов: Шилова Оксана — номинация «Художественное слово», рук. Гаусс О.А. Шишмакова Анна – номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф. Акробатическая группа «Ассорти» — номинация «Оригинальный жанр», рук. Карагозова И.П. Диплом I степени: Шишмакова Анна – номинация «Художественное слово», рук. Гаусс О.А. Тищенко Мария —

номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф.

Группа «3D» — номинация «Вокал», рук. Ершова О.Ф.

Резниченко Ангелина — номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф.

Кудрина Екатерина — номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф.

Щербакова Диана — номинация «Художественное слово», рук. Жукова Н.А.

Чамкина Ксения — номинация «Художественное слово», рук. Жукова Н.А.

Диплом II степени:

Акробатическая группа «Пируэт» — номинация «Оригинальный жанр», рук. Карагозова И.П. Дуэт Мария Тищенко и Валерий Сагайдак —

номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф.

Сагайдак Валерий — номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф.

Диплом III степени:

Вокальная группа «Светлячки» —  номинация «Вокальное искусство», рук. Ершова О.Ф.

Педагогами школы-интерната  апробируются разработанные авторские программы, отслеживаются успехи и неудачи обучающихся, разрабатываются пути коррекционной работы с обучающимися, ведется пропаганда тифлопедагогических знаний.

Анализ основных показателей работы МС школы-интерната  позволяет сделать вывод о некоторых позитивных изменениях в работе по пропаганде тифлопедагогических знаний.

Однако, несмотря на явное наличие факторов успешности деятельности по пропаганде тифлопедагогических знаний, продолжает существовать разрыв между достигнутыми  и желаемыми результатами, имеют место следующие проблемы:

  • сложно идет процесс рецензирования новых работ;
  • издательские центры отказывают в публикации рецензированных работ из-за специфики учреждения и малого спроса на издания по тифлопедагогике.

 

  1. Анализ причин отклонения (в том числе ожидаемого) фактических показателей деятельности учреждения от утвержденных.

Наряду с успехами в школе-интернате имеются проблемы, которые мешают двигаться вперед представлены в таблице 17:

Таблица 17.

Проблемы Содержание проблемы
1 Материально-технические компьютеризация школы-интерната,

включение в единую информационную сеть города, области

2 Программно-методические публикация научных трудов педагогических работников школы-интерната
3 Организационные создание на базе школы-интерната стажерских площадок для профессиональной подготовки специалистов в области коррекционной педагогики и социальной работы
4 Воспитательно-образовательные внедрение в образовательный и воспитательный процессы современных педагогических и информационных технологий
5 Коррекционно-развивающие внедрение информационных технологий при диагностической, профилактической  и коррекционной работе с обучающимися
6 Кадровые повышение спроса на квалифицированные кадры  (тифлопедагоги, дефектологи и др.), оптимизацию их возрастной структуры
7 Финансово-экономические привлечение дополнительных средств (внебюджетных)
8 Социальные работа по взысканию алиментов с родителей, лишенных родительских прав в пользу ребенка и определение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в семьи

 

Из анализа проблем, внесенных в таблицу 17, определены задачи дальнейшего развития школы-интерната в 2016-2017 учебном году:

 

 

  • совершенствование работы по использованию в коррекционной деятельности новых технологий, ИКТ и ТСО;
  • продолжение работы по апробации программ коррекционных дисциплин;
  • получение рецензий на пособия и творческие работы, авторами которых являются учителя и воспитатели школы-интерната;
  • выпуск сборника статей и учебно-методических пособий в типографии;
  • написание учебно-методических пособий по дисциплинам коррекционного блока;
  • повышение компетентности учителей коррекционных дисциплин в области педагогической диагностики;
  • продолжение работы по коррекции и компенсации вторичных дефектов на основе диагностики, развития пространственной ориентировки обучающихся;
  • индивидуализация работы с учителями, учениками, родителями;
  • участие в работе конференций, в конкурсах, фестивалей с целью пропаганды передового педагогического опыта;
  • продолжение работы по повышению образовательного потенциала учителей коррекционных дисциплин на основе:

— создания условий (удобное расписание, методический день, замена коррекционных занятий, поддержка и помощь) для повышения квалификации;

-обучение на курсах повышения квалификации, курсах переподготовки в г. Ростов-на-Дону, г. Москве, г. Санкт-Петербурге;

— аттестации педагогических кадров;

— усиления практической направленности коррекционных занятий;

—  продолжение работы по консультированию  учителей, воспитателей, родителей.