ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

История школы

 «Школа…
Каким теплом, каким светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое коротенькое слово. Во всяком случае, у меня оно вызывает именно такие чувства. В горле стоит комок, а на глазах – слёзы… Это взрыв эмоций, грусть, возбуждение, детские наивные мечты и обиды. Впрочем, даже обиды вспоминаются, как досадные умилительные мелочи…»

Об  уникальном учебном заведении, что зовётся ГКОУ РО  Новочеркасская специальная школа-интернат №33, об удивительных людях, работавших и работающих здесь, об учениках, об их жизни и делах, проблемах, чаяниях и заботах пойдёт речь на страницах настоящего повествования.

Школа начинает свою историю с 4 ноября 1947 года, когда Областной отдел народного образования, руководствуясь соответствующим решением Ростовского областного совета депутатов трудящихся, подписал приказ об открытии в городе Новочеркасске областной школы для слепых детей на 60 мест.

Тогда с этой целью в четырёхэтажном здании женской школы № 19,

что и поныне находится на улице Будённовской,  было выделено несколько помещений на первом и втором этажах, предназначавшихся как для занятий, так и для их проживания. На первом этаже располагались столовая, медицинский изолятор, душевая, кабинет для проведения уроков труда, а на втором этаже — классные комнаты и спальни.

К 24 декабря того же года в школу поступило всего трое учащихся. Работа по комплектованию школы активно велась в течение нескольких месяцев, с целью чего членам педагогического коллектива пришлось отправиться в командировку по области, где они набирали детей. В основном это были дети, пострадавшие во время Великой Отечественной войны.

3 мая 1948 года был издан приказ об укомплектовании классов: 1 «А», 1 «Б» и 1 «В». Всего же количество учащихся тогда составляло 39 человек. Учебный год продолжался до 20 июня.

Особо остро, кроме всего прочего, чувствовалась нехватка учебников, вследствие чего учебный процесс осуществлялся в основном по конспектам, которые ученики записывали на уроках со слов учителей. А самих учителей и воспитателей обучил системе Брайля Боровиков И. И. – учитель из ростовской школы слепых, работавший там ещё с довоенного периода.

В 19-й школе занятия продолжались до мая 1950-го года. В сентябре того же года было выделено отдельное здание, находящееся на углу улицы им. Шевченко и Красного Спуска.

Это был небольшой особняк, но оказалось, что  он практически не приспособлен для означенных целей. Полностью отсутствовали полы, кругом громоздились кучи строительного мусора. Помещение отапливалось углём, который сами же дети возили из гаража летом на тачках, зимой на санках. Только через несколько лет удалось приобрести машину-полуторку, собранную из металлолома.

В первые  годы существования школы дети плели корзины, делали стулья, тумбочки для спальни. Чуть позже они начали плести сетки-авоськи и рыболовные сети. С 1949-го года к преподаваемым в школе предметам добавилось музыкальное образование. Это были уроки по классу баяна, которые вёл педагог Константин Фёдорович Газин, потерявший зрение в годы Великой Отечественной Войны. Среди внеклассных мероприятий, несомненно, стоит отметить и многочисленные посещения театра, и большое количество проведённых экскурсий, как по области, так и за её пределами, и ещё многое, многое другое.

Начиная с 1964-го года, школа становится средним общеобразовательным учреждением с трудовым обучением. Тогда же школа переехала в новое типовое трёхэтажное здание, построенное на средства ВОС, где находится и в настоящее время.

В 1964 году  выпускники школы № 33 целым классом пришли   работать на  Новочеркасское УПП ВОС.  В том же году   силами этих  выпускников при клубе   был  организован эстрадный коллектив,  ведущими солистами которого были  Шуляк Любовь Ивановна, Волкова Галина Николаевна, Колбасина Маргарита Ивановна.  Душой коллектива, его стержнем с момента создания и до последних дней был талантливый человек, инвалид по зрению 1 группы, Петьков Владимир Васильевич.

Первый выпуск учащихся с полным средним образованием состоялся в 1967 году. Тогда же у школы появились свои автобус и грузовик. Открылись слесарная и столярная мастерские для обучения детей.

 

Наших чувств нерастраченных чашу,

адресуем Директору мы

 

Никитин Николай Изотович,

первый директор с 1947 по 1956 год

 Гречин Василий Федорович, директор  с 1956 по 1967 год

 Кушнирук Григорий Панфилович,

директор с 1967 по 1975 год

 Никоненко Николай Емельянович,

директор с 1976 по 1981 год

Мухаев Михаил Петрович, директор  с 1981 по 2015 год

 Мухаев Михаил Петрович — отличник просвещения СССР, отличник народного образования, награжден знаком «За заслуги перед ВОС III степени», ровесник  школы. Михаил Петрович руководил школой 33 года. С его приходом начался качественно новый этап в развитии школы-интерната. Она полностью перешла на кабинетную систему обучения, работала по перспективному 9-летнему планированию, разработанному Мухаевым М.П. и одобренному Институтом коррекционной педагогики.

Михаил Петрович принимал участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы 2010». Он вошел в десятку лучших директоров России. Наша школа в 2010-м году была внесена в реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

 Под руководством Мухаева Михаила Петровича в  2014 году
наша школа стала лауреатом конкурса «100 лучших школ России»

 

Тимофеева Татьяна Борисовна,

исполняющий обязанности директора с  2015  по   2016 год

 Иванова Тамара Васильевна, директор с 2016 года

Образование высшее, окончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт по специальности биология и химия. Награждена Почётной грамотой Министерства общего и профессионального образования Ростовской области,  Почётной грамотой Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Почётной грамотой Министерство обороны Российской Федерации.

От дел минувших ко дню сегодняшнему и далее…

Единственной в Ростовской области школе-интернату  для слабовидящих и слепых детей, находящейся в г. Новочеркасске, в 2017 году исполнилось 70 лет со дня основания. Школа-интернат дала путевку в жизнь сотням детей с нарушениями зрения. Ребята, получившие основное общее образование, учатся в различных учреждениях среднего профессионального образования, а выпускники, получивших полное среднее образование успешно поступают в ВУЗы страны.

Среди выпускников школы ученые и журналисты, инженеры и рабочие, преподаватели ВУЗов и школьные учителя, бизнесмены и деятели культуры. По словам выпускников, приезжая в школу-интернат каждый раз, они ощущают, что они возвращаются в детство, родной дом, хотя облик школы- интерната сильно изменился в последние годы. Здесь находится самое современное оборудование и передовые технологии по обучению ребят. Учебные классы и кабинеты прекрасно оснащены. Оборудование учитывает особенности школьников с нарушениями зрения. В кабинетах есть рельефные и объемные карты, глобусы, макеты. Единственный в Российской Федерации кабинет тактильного восприятия и коррекции недостатков сенсорной сферы, позволяющий слепому ребенку сформировать представления о животном мире, находится в ГКОУ РО Новочеркасской специальной  школе-интернате №33. Каждый год ребята становятся призерами олимпиад по  предметам, что помогает выпускникам достойно сдать ЕГЭ и ГВЭ. В школе-интернате в одной из первых в России началось обучение слепых компьютерным и информационным технологиям. Старшеклассники осваивают азы профессии массажиста на уроках предпрофильной подготовки. На базе школы-интерната создана музыкальная студия. Работают кружки лозоплетения, тестопластики и шахматная школа. Физическим развитием детей занимаются спортивные секции: фитнеса, легкой атлетики, дзюдо. В этих стенах рождается надежда. Здесь слепые дети понимают, куда идти дальше, по какой дороге.

Перед детьми открывается огромное хорошее будущее. Опыт школы-интерната доказывает, что ребенок с ограничениями по зрению не хуже других может реализовать себя в науке, спорте и культуре.